ХАБОРКА.РУ

www.haborka.ru

  • Full Screen
  • Wide Screen
  • Narrow Screen
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Как поднимали КВ-1 из Невы близ Дубровки

В нашем время обнаружение ранее неизвестного места нахождения танка времен Второй Мировой войны - это настоящая сенсация. Жаль только, что наши СМИ заняты в основном политикой и пропагандой, и им просто нет дела до реальных историй. Подъем легендарного советского танка КВ-1 - это уже не сенсация, а просто событие года! Кстати, о датировке: события, которые показаны в этом документальном фильме, относятся к 2003 году. Как недавно это было, как это было давно. Петербургским поисковикам помогали их коллеги из Белоруссии, которые специально ради этой почетной и интересной миссии приехали за 1000 км со своим оборудованием.

Шаг за шагом, нюансы за нюансом - все этапы работ по обнаружению и подъему танка КВ-1 со дна Невы были запротоколированы и засняты на видео. Благодаря такому ответственному подходу поисковиков, мы теперь имеем в нашем распоряжении уникальные кадры с извлечением бронированной машины из воды на крытой берег, и, одновременно, инструкцию по работе с затонувшими объектами.

Всего фильм состоит из 5 частей, в нем есть как интервью с поисковиками, занимавшимися этими работами в течение почти целого сезона, так и кадры подводных съемок, что само по себе уже довольно ценно. И в конце, как бонус, в фильм добавлена съемка извлечения из Невы легкого танка Т-38. Конечно, это не исполинский КВ-1, но тоже ведь наша история!

Плацдарм Невский пятачок — одна из самых героических и трагических страниц отечественной военной истории. Это место одной из самых кровопролитных битв в новейшей истории: на этом участке побережья Невы в 1941-1943 годах войска Ленинградского фронта около 400 дней пытались прорвать блокаду Ленинграда.

Это место назвали «Невским пятачком» из-за его сравнительно небольшого размера: 2 км вдоль Невы и 800 метров от береговой линии. По подсчетам историков, за сутки на эту землю падало 52 тысячи бомб и снарядов.

В ночь с 19 на 20 сентября 1941 года советские войска смогли переправиться через Неву и закрепиться в районе Невской Дубровки. Попытки дальнейшего наступления для соединения с войсками Волховского фронта не увенчались успехом. Бои на Невском пятачке продолжались до 29 апреля 1942 года, когда советские войска оставили его. 26 сентября 1942 года войска Невской оперативной группы вновь овладели плацдармом. На Невском пятачке велись жесточайшие бои: ни на один час не прекращались сражения.

По разным источникам, потери Красной армии убитыми и ранеными в ходе всей операции по прорыву обороны противника в районе Невского пятачка составили от 65 до 400 тысяч человек. Официальные данные о наших потерях среди солдат и офицеров на этом участке фронта впервые опубликовала газета «Правда» в 60-е годы прошлого столетия, назвав цифру в 200 тысяч. В 2001 году Комитет ленинградских ветеранов уточнил эти данные: по их подсчётам, только безвозвратные потери составили 50 тысяч человек. Немецкие потери в этом районе оцениваются в 35-40 тыс. солдат и офицеров. До сих пор каждое лето здесь находят останки непогребённых бойцов Красной армии и вермахта. При прорыве блокады в январе 1943 года с территории Невского пятачка начали наступление части 45-й гвардейской стрелковой дивизии.

Если взять средние цифры 2 километра по фронту и 500 метров в глубину, то площадь Невского пятачка составит 1 квадратный километр или 1 миллион квадратных метров. Таким образом, потери советской армии на Невском пятачке должны были составить 6, 10, 12, 15, 17 и т. д. миллионов человек. К сожалению, несмотря на очевидную нелепость миф о 10-15 убитых советских солдат на квадратный метр продолжает тиражироваться различными авторами в разных интерпретациях.

КВ-1 (Клим Ворошилов) — советский тяжёлый танк времён Второй мировой войны. Обычно называется просто «КВ»: танк создавался под этим именем и лишь позже, после появления танка КВ-2, КВ первого образца получил цифровой индекс. Выпускался с марта 1940 года по август 1942 года. Принимал участие в войне с Финляндией и Великой Отечественной войне. Танк начали проектировать ещё в конце 1938 года, когда стало окончательно понятно, что концепция многобашенного тяжёлого танка, подобного Т-35, является тупиковой. Было очевидно, что наличие большого количества башен не является преимуществом.

А гигантские размеры танка лишь утяжеляют его и не позволяют использовать достаточно толстую броню. В конце 1930-х были предприняты попытки разработать танк уменьшенных (по сравнению с Т-35) размеров, но с более толстой бронёй. Однако конструкторы так и не решились отказаться от использования нескольких башен: считалось, что одна пушка будет бороться с пехотой и подавлять огневые точки, а вторая обязательно должна быть противотанковой — для борьбы с бронетехникой. Новые танки, созданные в рамках этой концепции (СМК и Т-100), были двухбашенными, вооружёнными 76-мм и 45-мм пушками. И лишь в качестве эксперимента разработали ещё и уменьшенный вариант СМК — с одной башней. За счёт этого сократилась длина машины (на два опорных катка), что положительно сказалось на динамических характеристиках.

В отличие от предшественника, КВ (так назвали экспериментальный танк) получил дизельный двигатель. Первый экземпляр танка был изготовлен на Ленинградском Кировском заводе (ЛКЗ) в августе 1939 года. Первоначально ведущим конструктором танка был А. С. Ермолаев, затем — Н. Л. Духов.

Серийное производство танков КВ началось в феврале 1940 года на Кировском заводе. В соответствии с постановлением СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 19 июня 1940 года Челябинскому тракторному заводу (ЧТЗ) предписывалось также начать выпуск КВ. 31 декабря 1940 года на ЧТЗ собрали первый KB. Одновременно на заводе началось строительство специального корпуса для сборки КВ. На 1941 год было запланировано выпустить 1200 танков КВ всех модификаций. Из них на Кировском заводе — 1000 шт. (400 КВ-1, 100 КВ-2, 500 КВ-3) и ещё 200 КВ-1 на ЧТЗ. Однако на ЧТЗ до начала войны было собрано всего несколько танков.

Всего в 1940 году было построено 243 КВ-1 и КВ-2, а в первом полугодии 1941 года — 393. После начала войны и мобилизации промышленности выпуск танков на Кировском заводе существенно возрос. Производству танков КВ был отдан приоритет, поэтому к производству многих узлов и агрегатов для тяжёлых танков подключились ленинградские Ижорский и Металлический заводы, а также другие заводы. Однако уже начиная с июля 1941 года началась эвакуация ЛКЗ в Челябинск. Завод разместился на территории Челябинского тракторного завода. 6 октября 1941 года Челябинский тракторный завод был переименован в Челябинский Кировский завод Наркомтанкопрома.

Этот завод, получивший неофициальное название «Танкоград», стал главным производителем тяжелых танков и САУ в ходе Великой Отечественной войны. Несмотря на трудности, связанные с эвакуацией и развертыванием завода на новом месте, во второй половине 1941 года фронт получил 933 танка КВ, в 1942 году их было построено уже 2553 (включая КВ-1с). В августе 1942 года КВ-1 был снят с производства и заменён на модернизированный вариант — КВ-1 с. Одной из причин модернизации послужило, как ни странно, мощное бронирование танка. В общей сложности было выпущено около 3200 танков КВ-1. Если не считать, по сути, экспериментального применения КВ в финской кампании, танк впервые пошёл в бой после нападения Германии на СССР. Первые же встречи немецких танкистов с КВ ввели их в состояние шока.

Танк практически не пробивался из немецких танковых пушек (например, немецкий подкалиберный снаряд 50-мм танковой пушки пробивал борт КВ с дистанции 300 м, а лоб — только с расстояния 40 м). Противотанковая артиллерия также была малоэффективна: так, бронебойный снаряд 50-мм противотанковой пушки Pak 38 позволял поражать КВ в благоприятных условиях на дистанции только меньше 500 м. Более эффективным был огонь 105-мм гаубиц и 88-мм зениток.

Об оценке противником танков КВ говорит и то, что немецкое командование подчёркивало: одной из целей захвата Ленинграда было то, что там находился единственный завод по производству тяжёлых танков (производство КВ на ЧТЗ в начале войны можно было не учитывать). Однако танк был «сырым»: сказывалась новизна конструкции и поспешность внедрения в производство. Особенно много хлопот доставляла трансмиссия, не выдерживавшая нагрузок тяжелого танка — она часто выходила из строя. И если в открытом бою КВ действительно не имел себе равных, то в условиях отступления многие КВ даже с мелкими поломками приходилось бросать или уничтожать. Чинить или эвакуировать их не было никакой возможности.

Несколько КВ — брошенных или подбитых — были восстановлены немцами. Впрочем, трофейные КВ использовались непродолжительное время — сказывалось отсутствие запчастей при всё тех же частых поломках. КВ вызывал противоречивые оценки военных. С одной стороны — неуязвимость, с другой — недостаточная надёжность. С одной стороны — высокая проходимость, с другой — низкая скорость и манёвренность. Да и с проходимостью не всё так однозначно: танк с трудом преодолевал крутые склоны, его не выдерживали многие мосты. Плюс, он капитально разрушал любую дорогу — за ним уже не могла двигаться колёсная техника, из-за чего КВ всегда ставили в конец колонны.

В целом, по оценкам современников, КВ не имел особых преимуществ перед Т-34. Танки были равны по огневой мощи, оба были малоуязвимы для противотанковой артиллерии. При этом Т-34 обладал лучшими динамическими характеристиками, был дешевле и проще в производстве, что немаловажно в военное время. К недостаткам КВ также относят неудачное расположение люков (например, в башне всего один люк, при пожаре быстро выбраться через него втроём было нереально), а также «слепоту»: танкисты имели неудовлетворительный обзор поля боя (впрочем, это было типично для всех советских танков начала войны).

С целью устранить многочисленные нарекания летом 1942 года танк был модернизирован. За счёт уменьшения толщины брони снизилась масса машины. Были устранены различные крупные и мелкие недостатки, в том числе «слепота» (установлена командирская башенка). Новая версия была названа КВ-1с. Создание КВ-1с было оправданным шагом в условиях неудачного первого этапа войны. Однако этот шаг лишь приблизил КВ к средним танкам. Армия так и не получила полноценного (по более поздним стандартам) тяжёлого танка, который бы резко отличался от средних по боевой мощи.

Таким шагом могло бы стать вооружение танка 85-мм пушкой. Но дальше экспериментов дело не пошло, так как обычные 76-мм танковые пушки в 1941—1942 годах без труда боролись с любой немецкой бронетехникой, и причин для усиления вооружения не было. Однако после появления в германской армии Pz. VI («Тигр») с 88-мм пушкой все КВ в одночасье устарели: они были неспособны на равных бороться с немецкими тяжёлыми танками. Так, например, 12 февраля 1943 года во время одного из боёв по прорыву блокады Ленинграда три «Тигра» 1-й роты 502-го тяжелого танкового батальона уничтожили 10 KB. При этом немцы потерь не имели — они могли расстреливать КВ с безопасной дистанции. КВ всех модификаций использовались до самого конца войны. Но их постепенно вытесняли более совершенные тяжёлые танки ИС.

По иронии судьбы, последней операцией, в которой КВ использовались в большом количестве, стал прорыв линии Маннергейма в 1944 году. Командующий Карельским фронтом К. А. Мерецков лично настоял на том, чтобы его фронт получил именно КВ (Мерецков командовал армией в Зимней войне и тогда буквально влюбился в этот танк). Уцелевшие КВ собрали буквально по одному и направили в Карелию — туда, где когда-то началась карьера этой машины. К тому времени небольшое количество KB всё ещё использовалось в качестве танков. В основном, после демонтажа башни они служили как эвакуационные машины в подразделениях, оснащённых новыми тяжёлыми танками ИС.

Пользовательский поиск
Баннер