ХАБОРКА.РУ

www.haborka.ru

  • Full Screen
  • Wide Screen
  • Narrow Screen
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Немецкая кинохроника времен ВОВ помогла найти в Крыму место падения Ил-2

У подножия горы Кая-Баш севастопольское отделение Русского географического общества совместно с поисковыми отрядами ведет работы на месте крушения советского штурмовика Ил-2. Задача экспедиции ,была такая – собрать как можно больше обломков самолета и обнаружить останки пилота. Им, как удалось выяснить поисковикам, был лейтенант Вадим Евграфов. На месте гибели установлен гранитный памятник с именем летчика и изображением советского Ила. Место крушения удалось распознать благодаря фрагментам немецкого документального фильма о войне.

На месте крушения удалось обнаружить «синий свитер», который, по мнению историков, и был обгоревшим парадным мундиром. Как рассказал член Севастопольского отделения РГО Юрий Пикалов, летать в парадном мундире считается плохой приметой, однако в тот день Евграфов получил срочный приказ и не успел переодеться.

Пилот считался без вести пропавшим. На его счету 68 боевых вылетов и два ордена Красного Знамени.


Командование всегда доверяло ему самые ответственные задания. Это единственный случай, когда место авиакатастрофы идентифицировали по старой любительской кинохронике времен ВОВ. Запись в севастопольском отделении Русского географического общества пересматривали сотни раз. На полуострове изучили более десятка похожих склонов, прежде чем удалось установить тот самый, где рухнул советский штурмовик.

В километре от подножия горы Кая-Баш расположены непроходимые леса, которые служили немцам во время Второй мировой войны укрытиями. Здесь были оборудованы тыловые окопы и землянки. Поисковики изучают эти места постоянно и каждый раз находят что-то новое.

С учётом высокого риска применения Ил-2, звание Героя Советского Союза присваивалось уже за 10 боевых вылетов. По другим данным, до 1943 года звание Героя Советского Союза присваивалось за 30 боевых вылетов, а после 1943 года этот ценз увеличили до 80.

В соответствии с официальной статистикой Штаба ВВС Красной армии из примерно 1500 Ил-2 направленных в части до 31 декабря 1941 года было потеряно 1100. Тем не менее, Ил-2 имел достаточно хорошее бронирование и значительная часть от общего числа потерь составляли небоевые потери: аварии вследствие манёвров на слишком малой высоте при плохих погодных условиях. Всего за 1941—1945 годы СССР потерял 23,6 тыс. штурмовиков, из них 12,4 тыс. составили боевые потери. Всего потеряли 7837 лётчиков-штурмовиков.